Как распознать в ребенке аутизм?

23:00  21 сентября  2012
23:00  21 сентября  2012 Источник:   Хочу.ua
Как распознать в ребенке аутизм?

«Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом», – писал сто лет назад швейцарский психиатр Эйген Блейлер.

Смотрите также: Как распознать талант у ребенка

Как распознать талант у ребенка Для большинства родителей их ребенок талантлив. Но иногда распознать природные способности или отличить талант от обычного увлечения бывает нелегко. Как это сделать, нам рассказал психолог, директор тренингового центра "Школа успеха" Дария Шевченко (www.shkola-uspeha.com.ua). Есть дети, у которых природные способности ярко выражены изначально или у них была возможности попробовать себя в какой-то сфере и достаточно проявиться, чтобы наблюдательные родители поняли, что ребенку это занятие не только нравится, но он и возвращается к нему снова и снова.

Термин «аутизм» произошел от греческого слова «autos» – «сам», «погруженный в себя» и используется для обозначения психического расстройства разных степеней тяжести. С 1908 года термин использовали для описания состояния крайней замкнутости у взрослых, а с 1943 года аутизм был выделен как отдельная клиническая единица. Первое описание аутизма принадлежит американскому психиатру Лео Каннеру. Родился он на территории нынешней Украины, в галицийском городке, образование получил в Берлине. Позже Каннер эмигрировал в США, где ему предложили создать детскую психиатрическую службу при госпитале в Балтиморе.

Наблюдая за необычным поведением детей, Каннер выделил признаки заболевания: крайнее артистическое одиночество, непреодолимое навязчивое стремление к постоянству, прекрасная механическая память, гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, хорошие когнитивные задатки. В более поздней работе Каннер оставил всего два признака: «крайнее отчуждение и навязчивое стремление к сохранению однообразности обстановки». Другие симптомы он рассматривал как вторичные.

Триада нарушений

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. При аутизме мозг обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Аутисты не способны общаться (недостаток коммуникаций), взаимодействовать в группе (нарушение социального взаимодействия), имеют ограниченные интересы и склонность к монотонному повторению действий (нарушение воображения и социального поведения). Эти три признака составляют характерную триаду аутизма, которую в 1981 году описала британский исследователь Лорна Винг. Чтобы поставить диагноз, одного или двух симптомов недостаточно. В соответствии с Международной Классификацией Болезней (МКБ), принятой Всемирной Организацией Здравоохранения в 1992 году,для постановки диагноза должны наблюдаться три из пяти (см. далее, Аутизм в МКБ) нарушений социального поведения, два из пяти нарушений в общении, два из шести нарушений интересов и поведения. Похожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Трудности ранней диагностики

Наиболее ярко картина нарушения проявляется от двух с половиной до трех лет. До этого возраста симптомы выражены слабо. Часто педиатры, детские психиатры не могут увидеть в ранних симптомах аномалии развития. Советуют родителям немного подождать, надеясь, что ребенок перерастет необычные проявления. Иногда родители отказываются замечать ранние патологии или не могут заметить, если это первый ребенок. Чтобы установить диагноз, консультации у педиатра недостаточно. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя и общается.

Именно поэтому симптомы аутизма первыми замечают те люди, которые смотрят за ребенком. Поскольку аутизм проявляется в поведении, речи и общении, родители замечают, что ребенок ведет себя не так, как другие дети его возраста, играет в одиночестве, не смотрит в глаза другим. Примерно половина родителей замечают необычное поведение ребенка к полутора годам, к двум годам на отклонения обращают внимание 80 % родителей. Часто у родителей создается ощущение, что ребенок живет в своем отдельном мире. Проявляются повторяющиеся, иногда чрезмерно, ритуалы поведения, интересы и игры. Например, ребенок все время раскачивается, ненормально привязан к определенным предметам или сильно расстраивается, если меняется привычный ход вещей.

Наблюдение до года

Нередко в младенчестве дети с аутизмом укладываются в границы нормы и даже превосходят ее. Они могут рано начать говорить, интересоваться цветами, геометрическими фигурами, книгами. Отклонения становятся заметны после двух лет. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие реакции и поведение ребенка. Младенец не приспосабливается к рукам матери – слишком напрягается или расслабляется, затрудняется принять комфортную позу. Не фиксирует взгляд на лице мамы, смотрит «сквозь» людей, не протягивает ручки, если над ним наклоняется взрослый, улыбается и людям, и предметам, либо не улыбается в ответ на улыбку. Обычно младенец радуется маме или папе, дольше их рассматривает, активно требует общения. При аутистическом развитии ребенок быстро устает от общения со взрослым, не различает выражения лиц, может неадекватно реагировать на эмоции – плакать, когда взрослый смеется, или смеяться, когда тот плачет.

Умение выражать эмоции формируется у младенцев после двух месяцев. В случае с аутичными младенцами даже опытная мама не может определить, что чувствует ребенок. Обычно в шесть месяцев малыш хорошо определяет выражение лица ухаживающего за ним взрослого, формируется привязанность к близкому человеку, отличает своих от чужих. У младенца с аутизмом привязанность к матери не формируется или принимает особые формы. Ребенок может не замечать маму, когда она рядом, и сильно огорчаться, когда ее нет, не воспринимать остальных членов семьи. Может наблюдаться слишком сильный плач или испуг в ответ на слабый звук или небольшие изменения в обстановке; отсутствие довольного выражения после еды, оживление при виде игрушки может быть сильнее, чем реакция на родителей. Малыш может терять чувство края, быть неуправляемым, непослушным. Его почти невозможно отвлечь, если он чем-то увлекся.

Наблюдение в два-три года

Даже если в это время не происходит потерь в психическом развитии, становится заметным постепенное отставание, особенно в развитии речи. Именно в этот период особенности развития малыша становятся очевидными для взрослых. Например, разлаживается сон, появляются выраженные страхи или навязчивые движения, ребенок перестает реагировать на обращение. У ребенка не усложняется лепет, ему сложно показать, что он хочет. К трем годам заметны особенности в речи и движениях, отсутствие интереса к другим детям, уход от общения. В действительности дети аутисты не предпочитают одиночество. Просто им очень сложно поддерживать дружеские отношения.

Некоторые особенности поведения вызывают серьезные проблемы. Например, проявления агрессии и самоагрессии, неуправляемый страх и влечения, становится ярко выраженной стереотипность поведения. Отказ малыша от бытовых действий (стрижка, еда, умывание, горшок, одевание) обычно вызван сочетанием реальных трудностей и сильным дискомфортом, страхом. Очень хорошо, когда ребенок начинает говорить о том, что его пугает, но чаще только по его поведению – крику, выражению лица или по тому, что он закрывает глаза или уши ручками, – можно понять, что именно его пугает. Неправильная реакция близких, которые пытаются заставить ребенка вести себя «прилично», часто усиливает страхи или приводит к появлению новых странностей.

Другие проявления

Аутичный ребенок проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Некоторые дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития. Несмотря на то, что аутичный ребенок может говорить, он испытывает трудности при общении. Он понимает все слова буквально (если ему известен их смысл), не читает мимику, жесты, не понимает шуток и образной речи. Часто он хочет отреагировать, но не знает, как это делается. В речи возможны реверсии (перестановки местоимений) и эхолалии (использование ранее услышанных фраз). На вопрос «Ты хочешь конфету?» может ответить «Ты хочешь конфету». Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше могут интересоваться одной узкой темой. Стремление к однообразию – в одежде, игре, режиме, еде, распорядке дня, расстановке вещей, игрушек. Хорошая механическая память.

Большинству людей, страдающих аутизмом, сложно общаться с другими людьми и выполнять обычные действия. Аутисты не могут выразить свои чувства, эмоции и так же не могут понять других. Они могут показаться окружающим бесчувственными и бестактными. Дети не могут играть в игры, требующие воображения, или спортивные игры. Чем раньше диагностирован аутизм, тем больше шансов, что ребенок сможет приобрести необходимые навыки. Аутизм вылечить нельзя, но можно обучить ребенка правильному поведению, стереотипным реакциям, найти комфортную для него среду.

Курс лечения аутизма подразумевает разработку образовательной программы, соответствующей уровню развития ребенка. Лечение включает три направления: семейная терапия, медико-психологическая терапия и коррекция нарушений поведения. В любом случае, чтобы помочь ребенку с аутизмом адаптироваться в нашем обществе, нужно попытаться понять его способ мышления и восприятия реальности.

Непредсказуемое поведение

«Типичного аутиста» не существует. В целом аутизм проявляется как отрыв от реальности. В то же время нарушение связи с внешним миром может проявляться и как крайняя пассивность, и как сильная ранимость. Отсутствие инстинкта самосохранения выражается и как осторожность, и как бесстрашие. Пищевая патология проявляется и как избирательность в еде, и как возможность пробовать несъедобные предметы. Дети могут не разговаривать (мутичны), могут иметь небольшой словарный запас, а могут запоминать длинные слова и сложные фразы. Речь может быть вялой, а может быть четкой и скандирующей.

У людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не проявляются одинаково. В книге «Дети и подростки с аутизмом» О. С. Никольская, руководитель Института коррекционной педагогики РАО, пишет: «Клиническая картина синдрома полиморфная и противоречивая, что внешне контрастирует с четкостью основных критериев… Представляется однако, что сама эта противоречивость может рассматриваться как специфическая характеристика синдрома». У каждого ребенка аутиста заболевание может проявляться по-разному. Поэтому исследователи опираются не столько на четкие критерии, сколько на общую картину расстройства.

Аутизм в МКБ

Нарушения в социальном взаимодействии

1)      отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица, неадекватное использование жестов;

2)      неспособность к установлению (адекватным способом и при наличии возможности) дружеских отношений на основе общих интересов, занятия и эмоций;

3)      отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;

4)      отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие попыток разделить свою радость с другими;

5)      отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста, и/или слабая интеграция социоэмоционального и коммуникативного поведения.

Нарушения в коммуникации

1)      задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;

2)      неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;

3)      стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;

4)      аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;

5)      отсутствие разнообразия при ролевой игре или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.

Стереотипные модели поведения и интересов

1)      поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;

2)      специфическая привязанность к определенным предметам;

3)      настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;

4)      стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;

5)      настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);

6)      расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.

 

Автор: Наталья Калиниченко

—   Поделится Новостью в Соц. Сетях

смотрите также:

Как распознать талант у ребенка

Для большинства родителей их ребенок талантлив. Но иногда распознать природные способности или отличить талант от обычного увлечения бывает нелегко. Как это сделать, нам рассказал психолог, директор тренингового центра "Школа успеха" Дария Шевченко (www.shkola-uspeha.com.ua). Есть дети, у которых природные способности ярко выражены изначально или у них была возможности попробовать себя в какой-то сфере и достаточно проявиться, чтобы наблюдательные родители поняли, что ребенку это занятие не только нравится, но он и возвращается к нему снова и снова.

Как распознать детскую депрессию?

В психологии, как известно, мелочей не существует. Особенно важно помнить об этом правиле в случае с детьми. Недостаточно просто запрещать ребенку грызть ногти, важно разобраться, почему он это делает. Обкусанные ногти не просто вредная привычка, а проявление неврозоподобного расстройства. Что-то тревожит ребенка, и он старается избавиться от стресса доступным ему способом. Поговорите с сыном или дочерью, постарайтесь вызвать его на откровенность, выясните, что тревожит ребенка и помогите справиться с трудностями.

Как распознать гемофилию у малыша

Есть ли особые признаки, по которым можно «узнать» заболевание? Руководитель отдела гемофилии Гематологического центра РАМН, профессор, д. м. н., хирург высшей категории Владимир Зоренко: В первую очередь, это синяки либо гематомы на теле у ребенка, появившиеся без всяких видимых причин, или если ребенок, начиная ходить, хромает. Чаще всего опасения возникают в семьях с осложненной наследственностью.

Как заподозрить аутизм у ребенка

Родители, у которых уже есть дети с нормальным развитием, быстро могут обратить внимание, если с одним из детей что-то не так. Но часто родители обращают внимание на патологию, уже когда на детской площадке начинают сравнивать своего ребенка с другими детьми и замечают какие-то странные особенности.  На первом году жизни можно заприметить признаки, которые, если и не указывают напрямую на аутизм, но указывают на то, что этот ребенок в группе риска. О том, как заподозрить аутизм, – советы детского психиатра, врача высшей категории медицинского центра "София" Ольги Гуленко.

Как ребенок с аутизмом видит мир?

Писатель и журналист Эллен Нотбом, соавтор книги «1001 идея о воспитании детей с аутизмом и синдромом Аспергера», воспитывает сына с аутизмом. Как мать она имеет право говорить от имени особых детей. В своей новой книге «10 вещей, о которых вам хотел бы рассказать ребенок с аутизмом» она делится опытом воспитания, рассказывает об успехах своего сына Брайса и других детей, объясняет, как понять мир ребенка с аутизмом и причины его странного поведения.  Эллен написала книгу для родителей и детей, для соседей и родственников – всех, кто способ

Творческие дети и точные науки

Проблема творческих детей в том, что они не вписываются в рамки, выстроенные социумом, и окружающими, в том числе и собственными родителями, зачастую воспринимаются не столько одаренными, сколько странными. Как помочь творчески одаренному ребенку гармонично вписаться в социум, рассказал психолог, директор тренингового центра "Школа успеха" Дария Шевченко (www.shkola-uspeha.com.ua). Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый подход и особый взгляд на повседневные вещи и задачи. Кроме того, эта способность напрямую зависит от кругозора.

Пришла весна – принимай витамины!

Как правило, в конце зимы – начале весны педиатры рекомендуют профилактически принимать витаминные препараты. Как распознать у ребенка нехватку витаминов, рассказала врач-педиатр медицинской сети «Добробут» Ольга Кожухар.   Состояние, возникающее вследствие нехватки витаминов в организме, называется весенним гиповитаминозом. Чаще всего он выпадает на начало весны. Бывает изолированный гиповитаминоз, означающий недостаток одного витамина или одной группы, и сочетанный (нехватка нескольких витаминов или нескольких групп витаминов).

Как помочь ребенку с аутизмом

В последнее время заговорили о росте заболеваемости аутизмом в мире, чуть ли не эпидемии. С одной стороны, диагностика аутизма вышла на более качественный уровень. С другой стороны – немногие родители знают, что делать, столкнувшись с такой проблемой. Об этом мы поговорили с детским психиатром, врачом высшей категории медицинского центра "София" Ольгой Гуленко. Стоит ли верить статистике Мировые статистические данные, касающиеся аутизма, довольно противоречивы. По некоторым данным, каждый 80-й ребенок в Украине и в мире имеет особенности аутистического спектра.

Ребенок один - проблем много

Когда моя единственная и любимая дочь в гостях у родственников в знак протеста демонстративно села на пол, тетушки укоризненно закачали головами: «Конечно, она одна в семье, избалована родительским вниманием». Существуют ли особенности в воспитании единственных детей, мы спросилипрактикующего детского психолога Центра практической психологии «Генезис» Юлию Ульянову (www.genezis.kiev.ua)   Действительно, в силу своей эксклюзивности единственные дети каких-то плюсов в воспитании получают много или даже черезчур много, какие-то качества оказываются в дефиците.

Комментарии:

comments powered by HyperComments